Стратегическое управление персоналом – это управление, которое ориентирует организацию, опираясь на человеческий потенциал, на гибкое регулирование своего поведения на достижение конкурентных преимуществ и целей в долгосрочном периоде. Управление персоналом как функциональная стратегия управления предприятием предполагает принятие решений для реализации успешной деятельности организации.  Формирование и управление реализацией стратегии работы с персоналом является наиболее важным фактором успеха в конкурентной борьбе на рынке услуг и товаров.

Само понятие стратегического управления было впервые введено в 70-е годы двадцатого века для разграничения между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. В стратегическом управлении экономической системы сотрудники начинают рассматриваться как один из основных ресурсов, который определяет успех деятельности всей системы. Вследствие, при формировании общей стратегии предприятия избирается определенная модель стратегии управленческой деятельности, которая имеет свои черты по достижению целей и задач предприятия на основе развития потенциала человека.

В соответствии с выбранной стратегией, в организации реализуются необходимые кадровые мероприятия – действия, которые направлены на достижение соответствия сотрудников задачам работы предприятия на разных этапах его развития, и является видом стратегии самого предприятия. К таким мероприятиям относятся:

  1. Стратегия предпринимательства: закрытая кадровая политика – это привлечение на работу друзей, знакомых, родственников, поиск перспективных студентов, формирование кадрового резерва из собственных сотрудников; открытая кадровая политика – отбор сотрудников для конкретного проекта, поиск перспективных работников, создание банка данных кандидатов, активная пропаганда организации, привлечение молодых перспективных профессионалов.
  2. Стратегия динамического роста: закрытая кадровая политика – подбор работников с высоким уровнем способности к обучению и потенциала, проведение внутреннего обучения сотрудников, разработка программ стимулирования трудового процесса в зависимости от выслуги лет и вклада, разработка методов найма на работу, планирование карьеры; открытая кадровая политика – разработка новых должностных инструкций, штатного расписания, внутренних правил и документов, подбор сотрудников для конкретных видов работ, разработка новых принципов оценки работ и кандидатов, адаптация персонала, повышение квалификации менеджеров и специалистов, реформирование структурных подразделений, активная политика привлечения профессионалов, планирование потребностей в персонале по необходимым профессиям.
  3. Стратегия доходности: закрытая кадровая политика – использование ресурсов внутреннего совместительства, создание кружков качества, реализация программы обучения сотрудников, разработка социальных программ; открытая кадровая политика – реализация программ стимулирования и оценки труда персонала, анализ и совершенствование организации новых мест, подбор эффективных менеджеров.