Понятие группы в управлении персоналом – это достаточно гибкое, подверженное влиянию обстоятельств явление. Но принят такой взгляд на группу как на относительно обособленное объединение нескольких лиц, которые находятся в устойчивом взаимодействии и осуществляют совместные действия в течение долгого промежутка времени. Взаимодействия между членами группы основываются на общем интересе, и может быть связано общей целью. При этом группа обладает конкретным групповым потенциалом или групповыми возможностями, которые позволяют ей вступать во взаимодействие с окружающими и адаптироваться к изменениям, которые происходят в окружении.

Специфические  особенности поведения человека в группе в управлении персоналом:

  1. Члены группы идентифицируют свои действия и себя с группой в целом, тем саамам выступают во внешних взаимодействиях как бы от имени всей группы. Человек говорит о группе в целом, а не о себе при этом употребляя местоимения у нас, мы, наши и т.д.
  2. Взаимодействия между членами в группе носят характер контактов личного разговора. В группе непосредственно люди общаются друг с другом, при этом придавая формальным взаимодействиям человеческий характер.
  3. В группах наряду с формальным распределением ролей обязательно складываются неформальные распределения, обычно признаваемое группой. Отдельные члены групп берут на себя роли генераторов идей, другие более склонны к координации усилий членов группы, третьи берут на себя заботу о взаимоотношениях в группе, поддержании хорошего климата в трудовом коллективе, четвертые наблюдают за тем, чтобы в работе был порядок и все задания доводились до конца и выполнялись в срок. Есть члены группы, которые выполняют роль структуризаторов, при этом они ставят цели перед группой, отслеживают влияние на решаемые задачи окружения.

Существуют формальные и неформальные группы. Оба типа групп имеют значение для предприятия, оказывают влияние на членов организации. Формальные группы выделяются обычно как структурные подразделения на предприятии. Они имеют формального руководителя, формальную структуру должностей, позиций и ролей внутри группа, а также закрепленные формально за ними задачи и функции.

Формальные группы имеют следующие особенности: они безличны, то есть рассчитаны на индивидов, отношения между которыми формируются по составленной программе; они рациональны, то есть в их основе лежит принцип целесообразности сознательного движения к цели. Выборы в группе управление персоналом происходят на принципе всеобщего доверия.

Неформальные группы формируются не распоряжениями руководителя, не формальными постановлениями, а членами предприятия в соответствии с их симпатиями, одинаковыми привычками, увлечениями, общими интересами. Такие группы существуют на всех предприятиях, хотя они и не представлены в системах, которые отражают строение предприятия и его структуру. Такие группы имеют свои неписаные правила и нормы поведения.