Персонал – это совокупность сотрудников предприятия, организации, компании и т.п. Он является крайне важным ресурсом, который обеспечивает устойчивое положение, развитие предприятия. Сотрудники выполняют разные функции в зависимости от своей роли в процессе производства. Всех сотрудников с этой точки зрения можно поделить на две группы: непроизводственный и промышленно-производственный персонал. Производственный персонал занимает ведущее место. Такие сотрудники принимают косвенное или прямое участие в производственном процессе, начиная с проектирования и заканчивая реализацией продукции. Они выполняют совокупность производственных функций. Непроизводственные сотрудники не принимают участия в выпуске товаров. Их цель – обслуживание и обеспечение коллектива предприятия.

Сущность и принципы управления персоналом заключается в механизме управления, который включает в себя функции и метода руководства, а также его стиль.

Основные принципы управления персоналом:

  1. Принцип преемственности сотрудников на основании сочетания в коллективах молодых и опытных сотрудников.
  2. Принцип подбора кадров по деловым и личным качествам.
  3. Принцип первого лица в управлении персоналом.
  4. Принцип должностного и профессионального продвижения сотрудников на основе обеспечения условий для постоянного повышения профессиональной и деловой квалификации и использования обоснованных критериев в оценке деятельности сотрудников.
  5. Принцип открытого соревнования – организация, которая стремится к росту кадрового потенциала, должна поощрять соревнование между сотрудниками, которые стремятся занять руководящие должности.
  6. Принцип демократизации работы с кадрами.
  7. Принцип сочетания доверия к сотрудникам с проверкой исполнения.
  8. Принцип системности работы с персоналом.
  9. Принцип адаптации к условиям современного механизма хозяйствования.

В механизме управления персоналом отбор кадров на вакантные должности занимает особое место. Естественным считается при отборе сравнение сотрудников организации и кандидатов. С такой точки зрения возможна такая классификация претендентов:

  1. Сильный, который сопоставим по своим деловым качествам с большинством сотрудников организации.
  2. Исключительный, который сопоставим по совокупности деловых качеств с лучшими сотрудниками организации.
  3. Слабый, который не превосходит по своим качествам сотрудников предприятия и которого лучше не принимать на работу.

На сегодняшний день сформировалось два основных подхода к проведению отбора, которые осуществляются после знакомства с документами кандидатов, их письменными и устными рекомендациями:

  1. Интервью или собеседование. Это наиболее дешевый и распространенный метод отбора потенциальных сотрудников, но его результаты зависят во многом от умений и знаний сотрудников, которые проводит собеседование.
  2. Испытания. Они помогают предсказать, насколько эффективно будущий работник сможет осуществлять профессиональную деятельность.