Управление персоналом в государственных и муниципальных организациях – это сфера деятельности руководства предприятия, специалистов и руководителей подразделений управленческой системы, которая направлена на повышение эффективности работы предприятия за счет повышения эффективности работы с сотрудниками правовыми, психологическими, экономическими и другими методами, которая обеспечивает рациональное использование человеческих способностей, как в интересах организации, так и в его собственных интересах.

До недавнего времени понятие управление персоналом в органах государственной и муниципальной власти в практике управления отсутствовало. Это отображало слабую методологическую разработанность такой проблемы и имело отношение к состоянию государственной службы и ее особенностям как области общественно полезной деятельности.  Особенности государственной службы обуславливают ряд требований к служащим. От них требуется беспристрастность, нейтральность, законопослушность, строгая дисциплина. Деятельность служащего протекает в рамках правовых нормативных актов. Это определяет во многом характеристику управление персоналом в системе государственного и муниципального управления. Несмотря на многогранность управленческой практики, можно отметить его наиболее существенные черты.

Управленческую деятельность можно рассматривать как внутреннее качество системы, основными элементами которой являются управляющий элемент и управляемый элемент, постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации. Управление персоналом в государственной службе является целенаправленным упорядоченным воздействием субъекта на объект, которое осуществляется непосредственно субъектом управления. Управление персоналом выступает одновременно как система организации, как структура и процесс. Оно представляет собой совокупность механизма, отношений, методов и форм воздействия на развитие, формирование, восстребованность профессиональных возможностей государственных служащих.

Объем работ по каждому из направлений деятельности зависит от места органа власти в структуре государственного управления, от квалификации персонала, ситуации на рынке труда, социально-психологической обстановке за пределами трудового коллектива и в нем и от многих других внешних и внутренних факторов. Таким образом, управленческую деятельность нельзя сводить к ограниченному ряду действий, которые выполняют традиционно кадровые службы органов власти.

Следовательно, управленческая деятельность органов власти представляет собой постоянно обновляющийся, сложный творческий процесс, в котором взаимодействуют многие социально-психологические, организационные, экономические, нравственные, правовые и другие факторы. В настоящее время управление персоналом государственной службы переживает состояние усложнения. Возрастание этой сложности происходит в силу усложнения управленческого труда в муниципальной и государственной службе в силу того, что персонал является наиболее сложным объектом управления организации и в результате резкого и постоянного изменения ценностной системы сотрудников.