Как теоретическая прикладная отрасль науки управление персоналом стала формироваться в конце девятнадцатого столетия. Специальные подразделения, которые занимались вопросами, связанными с кадрами, начали появляться в 30-ых годах. С тех пор функции таких служб получили интенсивное развитие, начиная от вспомогательной технической работы заканчивая решением практически все главных вопросов, которые связаны с управлением персоналом организации.

В настоящее время службы по управлению персоналом на примере компании, например управление персоналом на энергетической компании, в лизинговой компании, выполняют целый ряд функций, которые ранее принадлежали производственно-техническим, экономическим и другим подразделениям. Это сосредоточение функций в одном подразделении позволяет реализовывать эффективный инструментарий управленческой деятельности человеческими ресурсами. На сегодняшний день внимание управленческих служб уделяется в основном совершенствованию трудовых отношений, разработке и реализации программ социального развития и учебных программ, подбору кандидатов на вакантные должности, стимулированию и мотивации трудовой деятельности, созданию учебного центра в компании. Принятие решений по таким вопросам осуществляется как руководством кадровой службы, так и другими линейными руководителями предприятия.

Таким образом, в работе служб управления на сегодняшний день все больше преобладают организационные и аналитические аспекты деятельности над учетными. При этом отмечено возрастание профессионального уровня сотрудников кадровых служб. В их состав сегодня входят специалисты в области социологии и психологии, трудовых отношений, менеджеры, специалисты в области организации и разработки учебных программ.

В последнее время в управлении внутри организации появляются новые профессии и специальности, такие как специалисты по найму и отбору персонала, специалисты, которые проводят собеседования на вакантные должности с кандидатами, тренеры, специалисты по разработке учебных программ, консультанты по вопросам организационного планирования, профессиональной ориентации и развития карьеры.

Необходимо отметить, что многие западные организации в настоящее время в области разрешения кадровых вопросов пользуются услугами компаний по аусорсингу, в качестве которых выступают учебные центры, рекрутинговые агентства, консультационные фирмы и т.п. К компаниям по аутсорсингу в кадровой сфере относятся разработчики автоматизированных систем управления, организации, которые специализируются на построении системы компенсаций и выплат. На данный момент также происходит специализация рекрутинговых агентств и обособление функции подбора персонала на руководящие должности, а также специалистов высокого класса. Самой по масштабу кадровых услуг значительной является сфера повышения квалификации и профессионального обучения, на долю которой приходится до 40% затрат предприятия.