Осуществление предприятием внешнеэкономической деятельности, выпуск услуг или продукции, которая была бы на зарубежных рынках конкурентоспособной, зависит не только от наличия современных технологий, технического оснащения предприятия, маркетинговых исследований рыночной среды, последовательного внедрения концепции продвижения продукции на зарубежные рынки, четко поставленной системы контроля за качеством продукции, но и от эффективного управления персоналом и квалификации сотрудников предприятия. Управление персоналом на предприятии в условиях рецессии приобретает все более значимую роль как фактор для повышения конкурентоспособности предприятия и достижения успеха при реализации его стратегии по развитию. Управление персоналом на примере определенного предприятия можно определить как деятельность, которая направлена на достижение самого эффективного использования сотрудников для достижения личностных целей и целей предприятия.

Цели предприятия связываются традиционно с обеспечением эффективности работы организации. Причем эффективность понимается иногда в узком смысле – как получение максимально возможной прибыли. Но чащу всего эффективность рассматривают не только в экономическом плане – как качество, экономичность, нововведения, прибыль, производительность, но и в широком контексте, когда связывается с такими понятиями психологического, личностного плана, как удовлетворенность участием в трудовом коллективе предприятия, удовлетворенность сотрудников своей работой, мотивация персонала к эффективному труду, высокий уровень самооценки коллектива.

Система управление персоналом на примере конкретного предприятия, которая сложилась на лидирующих предприятиях под влиянием внедрения зарубежных прогрессивных технологий управленческой деятельности, включает на сегодняшний день такие подсистемы:

  1. Планирование и анализ персонала. В такой подсистеме относятся разработка стратегии управления персоналом, разработка кадровой политики, кадровое планирование, анализ рынка труда и кадрового потенциала, организация рекламы, установление взаимодействий с внешними организациями, прогнозирование потребностей в персонале.
  2. Наем и подбор персонала. Анкетирование для проявления интеллектуального уровня, проведение собеседований, тестов, для выявления коммуникативности, профессионализма, интеллектуального уровня и других необходимых качеств сотрудников.
  3. Оценка персонала. Это уровень умений, знаний, личностной ответственности и мастерства, оценка результатов работы, оценка выполняемой работы.
  4. Организация повышения квалификации и обучения персонала. Повышение квалификации, переподготовка, обучение персонала, введение в должность, организация кадрового роста, работа с кадровым резервом, реализация служебно-профессионального продвижения, карьеры сотрудников.
  5. Ротация и аттестация кадров. Проведение мероприятий, которые направлены на выявления соответствия качеств, потенциала личности сотрудника, результатов трудовой деятельности требованиям, которые предъявляются к выполняемой работе.