Понятие управление персоналом в теории организации имеет несколько значений. И каждое из них правомерно. Управление персоналом – это прикладная комплексная наука о методах, факторах, способах воздействия на персонал предприятия с целью повышения ее эффективности. Объект изучения в такой науке – это группы, люди, организации в целом. Предметом изучения являются основные закономерности, которые определяют поведение людей в организации и в группе.

Управление персоналом – это вид деятельности по управлению, объектом которого является трудовой персонал предприятия. Управление персоналом – это система коммуникации в организации со своими методами и принципами.

Методами являются способы воздействия на персонал. Административные методы – такие методы ориентированы на такие мотивы как дисциплина и чувство долга (распоряжения, приказы, разработка должностных инструкций, подбор кадров, разработка нормативных документов предприятия, положений). Экономические методы – это косвенное управленческое воздействие (система оплаты трудовой деятельности, материальное стимулирование, экономические нормы). Социально-психологические методы – это формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе, моральное стимулирование, социальное развитие коллектива, социальное планирование и т.п. В управленческой деятельности выделяют два подхода: гуманистический и технократический. Технократический выражает традиционную линию системы управления человеческими ресурсами, которая относится в персоналу как к рабочей силе. Поэтому основная задача – это эффективное использование трудового ресурса. Управленческая деятельность поглощается техническими задачами. Этот подход предполагает оперативную работу, которая ориентирована на краткосрочные цели.

Гуманистический подход – это современный подход. Он предполагает, что эффективность деятельности зависит от степени учета интересов сотрудников, уровня их мотивации, степени удовлетворенности трудовой деятельностью. Основной принцип такого подхода заключается в том, что сотрудник – это главнейший ресурс, основа концепции – это возрастание роли личности. Этот подход предполагает, что кадровая работа должны быть стратегической, иметь долгосрочную перспективу. Основными принципами такого подхода являются:

  1. Справедливое вознаграждение за трудовую деятельность.
  2. Безопасные условия труда.
  3. Возможность роста.
  4. Уверенность в будущем.
  5. Возможность самовыражения.
  6. Достойное место работы в жизни человека.
  7. Хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе.
  8. Общественная полезность трудовой деятельности.

Служба по управлению человеческими ресурсами должна выполнять следующие функции: привлечение кандидатов на вакантные должности, определение количественной потребности в кадрах, мотивация трудовой деятельности, управление карьерой персонала, деловая оценка персонала, формирование резерва кадров, организация обучения персонала, отбор персонала, определение содержания труда, разработка должностных инструкций, учет и статистика персонала, обеспечение безопасности персонала.