Управление педагогическим персоналом начинается с формирования коллектива. Во время этого процесса большое значение имеет выбор состава, размера, способа и формы взаимосвязей между его членами. При увеличении трудового коллектива общение между его членами становится сложнее, а также все труднее становится достигать согласия во время решения общих проблем. Как слишком большие, так и слишком малые коллективы затрудняют процесс общения. В небольших трудовых коллективах возникает часто обстановка психологической несовместимости, а конфликты имеют очень острую форму. Также здесь может возникнуть обстановка панибратства, покрывательства и беспринципности. В больших трудовых коллективах отсутствует постоянное общение, контакты между сотрудниками, возникают мелкие группы, что снижает его сплоченность и целостность. Оптимальная численность трудового коллектива необходима для того, чтобы руководство имело возможность входить в непосредственный контакт с работниками, проводить индивидуальную работы, контролировать их деятельность, своевременно поддерживать творческую инициативу.

Управление персоналом в педагогике в своем развитии проходит три стадии, которые его характеризуют с качественной стороны. Для управления определенным коллективом руководство должно определить, на какой стадии находится трудовой коллектив на данный момент и в соответствии с этим выбрать стиль управления персоналом в педагогическом коллективе.

На начальной стадии идет процесс создания внешней формальной целостности коллектива. На такой стадии люди друг к другу присматриваются, а также к руководству. Руководитель изучает личный состав трудового коллектива. На этом периоде начинается адаптация к условиям трудовой деятельности, к руководителю, его требованиям. На второй стадии происходит формирование на основе общности склада характеров и интересов малых групп, которые различны по своей ориентации к задачам коллектива и к руководителю. Из самых деятельных и сознательных формируется актив, который осознает раньше других общественную значимость задач трудового коллектива, необходимость требований и оказывают поддержку руководителю. На третьей стадии происходит создание трудового коллектива с единством целей и интересов, сознательной дисциплиной. На этой стадии руководство должно знать тактику управления.

Управление трудовым коллективом подразумевает создание такой обстановки, в которой будет с уверенностью получен требуемый результат. Для этого необходима мотивация, контроль и организация. Одна из важнейших задач руководства заключается в сближении неформальных и формальных структур, борьбы с отрицательными проявлениями в трудовом коллективе, положительная ориентация неформальных групп. Руководитель для эффективной работы в трудовом коллективе должен иметь реальное представление о положении дел. Он должен знать о неформальных группах, их лидерах, направленности их деятельности, степени авторитета лидеров, иметь представление об их моральном облике.