Организационная структура коммерческой службы организации и управление персоналом – это совокупность связанных между собой подразделений должностных лиц и управления персоналом. Конкретная роль и место службы в общей системе управления определяется ролью и местом каждого подразделения и статусом его непосредственного руководителя. Авторитет организационной структуры и управление персоналом зависит от специальных знаний сотрудника, степени полезности этой службы в процессе воздействия на кадры. Также важную роль играет достигнутый кадровый и методический потенциал, который влияет на участие организаций в реализации определенной функции управления персоналом. При немногочисленном количестве кадров и незначительной трудоемкости функций выполнение такого рода работы может быть отведено одному конкретному специалисту. Состав функций в процессе управления остается постоянный. Меняться может только трудоемкость.

При построении организационной структуры важным этапом является формирование связей между звеньями. При всем этом должны четко фиксироваться вид связи, периодичность, содержание и ее материальные носители. Выделяют всего четыре вида связей: функциональная (консультирование смежного подразделения и методическое обеспечение), линейная (административное подчинение), обеспечивающая (подготовка информации и другая работа смежного подразделения в процессе принятия решений) и связь соисполнительства (совместная работа).

Организационная структура тесно связана со стратегическими функциями, целями, распределением полномочий и процессом управления. В рамках этой структуры протекает весь процесс управления: принятие решений, движение потоков информации. Такая структура жизненно необходима для качественного и своевременного осуществления всех протекающих на предприятии процессов.

Ключевыми понятиями структуры являются отношения, связи, полномочия и уровни. Элементами структуры могут быть и службы, и отдельные работники, которые выполняют функциональные операции и обязанности. Отношения между элементами поддерживаются за счет линейных и функциональных связей.

Долгое время на предприятиях господствовала традиционная модель управления, которая ориентировалась на вышестоящие органы. Такая система имела ряд недостатков: трудность достоверной и полной оценки действий службы, несоответствие прав и обязанностей, ответственности и полномочий, исполнения и контроля, преобладание текущих вопросов над стратегическими и перспективными. Также все рычаги управления оплатой труда находились у государства.

Но в данное время предприятия сами решают вопросы, связанные с зарплатой, нормированием и организацией труда, численностью персонала. Государственное регулирование ограничивается установлением минимальной заработной платы. Это стало оправданным решением. Предприятия стали сами отвечать за финансово-экономическое положение и за социальную защиту работников.