Конфликт – это столкновение несовместимых друг с другом, противоположно направленных тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях, межличностных взаимодействиях групп людей или индивидов, которое связано с острыми негативными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, деловые и личностные отношения, противоречивые ситуации между людьми часто порождают конфликтные ситуации, которые сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Типы конфликтов в управлении персоналом. По направленности конфликты бывают вертикальные и горизонтальные, а также смешанные. Горизонтальные — это конфликты, в которых лица, находящиеся в подчинении друг у друга, не замешаны. Вертикальные конфликты – это те, в которых берут участие лица, находящиеся друг у друга в подчинении. Смешанные конфликты – это те, в которых представлены горизонтальные и вертикальные составляющие. По характеру причин конфликтные ситуации можно разделить на субъективные и объективные. Объективные порождены объективными причинами, а вторы – личностными, субъективными. Объективный конфликт разрешается конструктивно, а субъективный разрешается, как правило, деструктивно.

Управление персоналом в конфликтных ситуациях предполагает умение поддерживать конфликт ниже того уровня, а котором он становится угрожающим для группы, организации, межличностных отношений. Грамотное управление конфликтными ситуациями может привести к разрешению конфликта, то есть к устранению проблем, вызвавших конфликт, восстановлению взаимоотношений сторон в объеме, необходимом для обеспечения деятельности. Управление конфликтными ситуациями выражается в завершении, урегулировании, достижение консенсуса, предотвращении, ослаблении, профилактике, отсрочке, подавлении и т.д.
Известная схема Томаса отражает межличностное управление конфликтами, в которой описывается разные стратегии поведения в конфликтах в зависимости от нескольких основных характеристик: степени сотрудничества в удовлетворении интересов других, степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов. С позиции Томаса это приспособление, избегание, компромисс, конкуренция и сотрудничество.

Конкуренция – подавление, соперничество, отстаивание своей позиции, открытая борьба за свои интересы.  Приспособление – перестройка поведения, изменении своей позиции, отказ от своих интересов, сглаживание противоречий. Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, уклонение от конфликта. Компромисс – регулирование разногласий посредством взаимных уступков. Сотрудничество – поиск решения, которое бы удовлетворило интересы обеих сторон. В управлении персоналом конфликт может нести и позитивные функции. После прохождения конфликтной ситуации распадается напряжение в трудовом коллективе, выясняется реальное отношение или взгляд на какую-либо проблему.