Применительно к бизнесу кризис – период нестабильности, сложившаяся ситуация, когда надвигаются очень серьезные перемены.  Результат перемен при этом может быть как положительный, так и крайне негативный. Но можно однозначно утверждать, что любой кризис несет в себе скрытую угрозу для выживания предприятия.

В случае переживания предприятием кризиса и его несостоятельности основное внимание обычно уделяется правовым и финансовым механизмам, которые используются в рамках управления персоналом в условиях кризиса на предприятии. Как правило в отношении персонала проводится единственное мероприятие – это сокращение штата сотрудников с целью уменьшения затрат на персонал. Но все признают важность и ценность собственно человеческого ресурса и значимость вклада в успех всей деятельности предприятия.

Но с другой стороны, как показывает практика, когда предприятие находится в условиях финансовой нестабильности, вопросы по управлению персоналом уходят на последнее место в системе приоритетов выбора антикризисных механизмов. В частности страдают механизмы по контролю над системой управления персоналом. Ситуация в исследуемых организациях позволила выделить ряд поблеем, которые наиболее часто встречаются в системе управления персоналом:

  1. Высокая текучесть кадров.
  2. Низкая производительность труда.
  3. Дефицит высококвалифицированного персонала.
  4. Отсутствие рационального, четкого распределения полномочий между сотрудниками, дублирование работ.
  5. Уход сотрудников из компании.
  6. Избыточная численность сотрудников, несоответствие его квалификационной структуры производственным потребностям предприятия.
  7. Отсутствие инициативы у сотрудников.
  8. Отсутствие мотивации персонала.
  9. Напряденная эмоциональная атмосфера в трудовом коллективе, которая связана с критической массой демотивирующих факторов и высоким числом конфликтных ситуаций.

Вполне ясно, что эти проблемы являются последствиями рыночной несостоятельности организации. И такое количество вопросов, которые напрямую связаны с человеческими ресурсами, ставит необходимость включения совершенствования управление персоналом в условиях кризиса организации в общую антикризисную стратегию.

Для успешной разработки программы управление персоналом кризисного предприятия всегда необходима на начальном этапе объективная диагностика критических ситуаций. Для удобства диагностической оценки систему подразделяют условно на оперативный и стратегический уровни.

На стратегическом уровне оценивается активность руководства предприятием в использовании трудового потенциала и построении стратегий, а также текущим ситуационным условиям; оценивается соответствие целям и задачам организационной структуры, уровень компетентности стратегических руководителей, характеристика организационной структуры, характер взаимоотношений персонала и администрации.

Управление персоналом в кризисных организациях подразумевает оценку на оперативном уровне эффективность работы с человеческими ресурсами, отсутствие или наличие необходимых составляющих управления персоналом, правильность их исполнения, их адекватность целям предприятия.