Классическая школа управления персоналом заняла период времени с 1920 по 1950 года. Родоначальником ее считается Анри Файоль. Он был французским менеджером-практиком, горным инженером и одним из основоположников управленческой теории.

Представители классической школы занимались разработкой подходов и методов для совершенствования управления организацией в целом. Целью этой школы стало создание универсальных принципов и схем управления. Анри и его последователи относились к администрации организацией, поэтому классическую школу называют еще и административной.

Заслугой Файоля является то, что он разделил функции управления на:

- общие, которые относятся к любой сфере деятельности

- специфические, которые относятся к управлению промышленным предприятием.

Классическая школа управления базируется на четырех принципах:

  1. Четкое и функциональное разделение труда.
  2. Передача распоряжений и команд сверху вниз.
  3. Единство распорядительства.
  4. Соблюдение диапазона контроля.

Эти принципы построения организационной деятельность справедливы и в современное время даже несмотря на достижения прогресса. Например, использование электронно-вычислительной техники упростило связи между звеньями управления за счет ускоренной обработки поступающей информации.

В общем, для классической школы характерно игнорирование потребностей человека и его самого. За это школа подвергается вполне справедливой критике со стороны практиков и теоретиков современного менеджмента.

Технократическая школа управления персоналом. В основу этой школы были положены принципы философии позитивизма. В связи с этим человек рассматривался как средство (вспомогательное) в процессе повышения эффективной деятельности предприятий, ориентированных на выпуск массовой серийной продукции. Эта проблема решалась путем рационализации трудовых процессов и социально-производственных связей за счет использования эффективных механизмов вознаграждения и контроля. Базировалась такая школа на принципах научного управления, таких как отбор сотрудников, которые наиболее подходят для выполнения работы, использование научного анализа для определения методов выполнения задач, обеспечение обучения персонала, правильное и систематическое использование стимулирования за счет материальных средств.

Для технократической школы характерно подчинение интересам производства всех управленческих решений. Численность и состав сотрудников определялся в зависимости от применяемой техники, заданного ритма производства, операционного и технологического разделения труда. Правление людьми поглощалось производством и сводилось к подбору персонала с соответствующими квалификационными и профессиональными характеристиками. Технократическая школа стояла на пяти основных китах:

  1. Административные методы управления
  2. Иерархическая система трудовых отношений
  3. Постоянный внешний контроль
  4. Узкая специализация сотрудников
  5. Профессиональное обучение, которое основывалось на использовании традиционных методов.