Понятие стратегия в менеджмент пришло из военной области. Оно означала ведение определенной политики и использование для этой цели всех доступных и возможных средств. В менеджменте же – это разработку долгосрочных планов, ориентация на долгосрочные задачи, и под стратегией понималось управление товарами и ресурсами. По своей сути,  стратегия и оперативное управление персоналом – это одно и тоже. Стратегическое управление можно понимать как управление предприятием, которое:

  1. Опирается на человеческие ресурсы и потенциал как на основу предприятия.
  2. Гибче реагирует на изменения, которые позволяют добиться конкурентных преимуществ, и осуществляет их.
  3. Ориентирует деятельность с зависимости от запросов потребителей.

Существует несколько стратегий. Первая – это портфельная. Ее суть заключается в управлении предприятиями, входящими в одну корпорацию, на основе ценных бумаг. Для такого рода стратегии главное – это пути образования портфелей:

— отпочкование дочерних предприятий от материнской, которые специализируются на определенном направлении;

— взаимодействие потребителя и поставщика;

— развитие смежного бизнеса. Это объединение общих усилий для эффективного использования ресурсов и упрочнения позиции компании в условиях жесткой конкуренции.

Портфельная стратегия требует значительного рынка ценных бумаг, финансовых проблем, биржевого дела и т.д.

Вторая стратегия – это деловая. Это стратегия на уровне каждой отдельной фирмы, которая входит в состав холдинга или корпорации. В задачу управления персоналом входит такой оперативный план обеспечения фирме долгосрочного преимущества, которое позволит достичь высокого уровня рентабельности и поставленных целей. Деловая стратегия реализуется за три этапа:

  1. Разработка концепции бизнеса, корпоративной миссии, которой будет руководствоваться аппарат компании. Это позволяет отыскать правильные пути для удовлетворения определенной потребности потребителя в условиях конкурентной борьбы. Миссию необходимо постоянно совершенствовать и модернизировать в соответствие с развивающимися рыночными условиями.
  2. Разработка целей корпорации. Это очень важный этап в ведении успешного бизнеса. Он помогает наметить преимущественные ориентиры в стратегии.
  3. Разработка мер и способов достижения стратегических преимуществ, что обеспечит предприятию стабильный и высокий уровень доходов и других позиций. Здесь в центре внимания лежит качество: качество продукта, услуги, качество работы.

Стратегия третья – функциональная. Она подразумевает стратегию на уровне определенных подразделений предприятия. В этом виде стратегии важны следующие моменты:

— чуткое усвоение задач и целей стратегии всем персоналом организации;

— определение содержания стратегии;

— разграничение функций всех подразделений;

— представление работником своего отдела и места в нем;

— объединение усилий отделов и координация функций.

Основные принципы стратегического управления – это селективность, ориентация на миссию фирмы, комплексность и обоснование стратегий.