В последние несколько лет стало общим мнение, что эффективное развитие экономии современного государства зависит в огромной степени от того, сколько средств вкладывает оно в людей. Без этого обеспечить его поступательное развитие просто невозможно. По некоторым оценкам в США доля инвестиций в человеческий капитал достигает 15% ВВП, что превышает валовые инвестиции частного капитала в оборудование, складские помещения, заводы. Даже если исследования по такому вопросу не проводились, можно с уверенностью сказать, что один из самых высоких показателей вложений в человеческий капитал в мире связан с самыми высокими показателями в мире уровня развития экономики.

В семнадцатом веке В. Петти родоначальник английской классической политэкономии впервые предпринял попытку по проведению оценки денежной стоимости производительных свойств человека. Согласно его методу ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который приносят они. Он утверждал, что богатство общества зависит от рода занятия людей и их способности к трудовой деятельности. Взрослого он оценивал дороже вдвое, чем ребенка.

Людвиг Якоб в 1812 году в России высчитал сравнительные издержки найма крепостного и вольного работника, при этом выразив их в четвертях ржи и пудах. При расчетах он использовал понятие упущенный или недополученных доход. В нашем веке были присуждены Нобелевские премии в экономической области за разработку человеческого капитала – Гэри Беккеру в 1992 году и Теодору Шульцу в 1979 году.

Основной вклад в популяризацию теории человеческого капитала внесен Шульцем, а классикой экономической современной мысли стал трактат Беккера. При анализе он исходил из представления о капитале человека как о целесообразном и рациональном, при этом применяя такие понятия как цена, редкость, альтернативные издержки и так далее, к самым разным аспектам жизни человека, включая и те, которые находились традиционно в ведении других социальных дисциплин. Модель, сформулированная в нем, стала базовой для последующих исследований в такой области. Управление персоналом в формировании человеческого капитала стало основной проблемой разработок.

Человеческий капитал – это запас навыков, знаний, мотиваций, который имеется у каждого из нас. В него можно инвестировать накопление профессионального опыта, образование, охрану здоровья, поиск информации, географическую мобильность. Первоначальными интересами исследователя являются оценка экономической отдачи от образования.

Беккер первый осуществил корректный статически подсчет экономической эффективности от образования. Для того чтобы определить доход от образования из пожизненного заработка тех, кто закончил колледж, вычитался пожизненный заработок тех, кто дальше средней школы не пошел. Управление персоналом как специфическая форма управления исследует все такие нюансы человеческого капитала.