Стержнем любой фирмы являются работающие в ней люди, которыми нужно управлять. Внутрифирменное управление персоналом очень многогранное и сложное. Управление персоналом в фирме включает в себя аспекты взаимодействия организации и сотрудников.

Управление персоналом – это целенаправленная деятельность руководящего состава фирмы, специалистов и руководителей подразделений управленческой системы. Она включает в себя разработку стратегии и концепции кадровой политики, методов и принципов управления персоналом.

Состав фирмы управления персоналом и координацию работы составляющих этого состава служит подразделение по управлению персоналом. Оно имеет собственную иерархическую систему должностей, которая является частью общефирменной иерархии. Этот отдел является функциональным подразделением, и его работники напрямую не участвуют в основной деятельности фирмы. Вместе с этим, степень эффективности их деятельности зависит в большей мере от взаимодействия с линейными подразделениями. Линейные службы в практической деятельности несут ответственность за достижение организационных целей и в связи с этим наделены полномочиями по принятию решений, которые касаются распределения и наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении трудовых ресурсов.

Функциональные подразделения направлены на помощь линейным руководителям в повышении эффективности принимаемых решений. Поэтому самой оптимальной моделью взаимодействия отдела управления персоналом и линейных подразделений является та, при которой линейное руководство делегирует этому отделу право по принятию решений по широкому кругу вопросов касающихся управлением персоналом. Функциями управления персоналом на фирме являются:

  1. Планирование кадровой работы, разработка оперативного плана кадровой работы.
  2. Формирование системы управления персоналом.
  3. Определение кадрового потенциала и потребности в персонале.
  4. Проведение маркетинга персонала.

Для эффективного выполнения должностных обязанностей работники отдела должны обладать такими базовыми характеристиками:

— способность к развитию и обучению;

— знание сферы деятельности фирмы;

— способность быть лидером;

— профессиональные навыки и знания в области управленческой деятельности.

Технология управленческой деятельности включает широкий спектр функций: отбор, прием и наем кадров, деловая оценка сотрудников предприятия при аттестации и приеме, трудовая и профориентация, мотивация трудовой деятельности и использование персонала, соблюдение этики деловых отношений и организация труда, обеспечение безопасности сотрудников и управление конфликтами, переподготовка, обучение и повышение квалификации, управление социальным развитием кадров, управление поведением персона в организации, высвобождение персонала. Также управление персоналом предусматривает техническое, информационное, правовое, нормативно-методическое и делопроизводственное обеспечение системы.