Управление персоналом в психологии рассматривается как набор методов и средств, реализация которых способствует влиянию на трудовой коллектив, мотивации к работе, стимулирует к достижению общей цели производства. Успешное психологическое управление персонала во многом зависит от правильного расположения его участников в зависимости от занимаемых социальных ниш.

В разных трудовых коллективах присутствуют представители, которые имеют не только разные личные характеристики, но и неодинаковую подготовку в профессиональном плане, и опыт работы. Помимо этого сотрудники различаются по образованию, возрасту, коммуникабельности, роду основной трудовой деятельности, психологической адаптивности к культурному уровню. Успех работы всего коллектива, исходя из педагогики и психологии управление персоналом, определяется не только мастерством в профессиональном плане, но и психологической атмосферой трудового коллектива. Особенно это касается тех членов коллектива, которые находятся рядом друг с другом по своему положению. Это нужно учитывать руководству при выполнении сотрудниками какой-либо совместной деятельности.

Для примера рассмотрим артистический коллектив: не понимание исключительной важности этого аспекта руководителем приносит множество неприятностей всему коллективу, если хотя бы пара певцов находятся в конфликтной ситуации, то руководство должно принять все меры для того, чтобы погасить или вынести конфликт за пределы хорового коллектива. Если это не представляется возможным в данный момент времени, то в процессе концерта или репетиции конфликтующие стороны не должны находиться в зоне личного пространства каждой. “Кошка не виновата в том, что она кошка. А собака не виновата в том, что она собака. Просто не нужно сажать их в один ящик”, — так писал в своей педагогической монографии Роберт Шоу. Автор, безусловно, утрирует, но в этом высказывании заложен принцип, которым следует руководствоваться в подобных ситуациях руководителю коллектива.

При взаимном расположении артистов кроме психологического аспекта необходимо руководствоваться и их профессиональными данными. Благоприятный результат достигается тогда, когда собрана вместе группа с хорошими профессиональными и психологическими навыками, но не должны быть при этом изолированы и новички или малоопытные члены коллектива.

С целью скорейшего и успешного преодоления отставания некоторых представителей от других распространена в коллективах система наставничества. К более опытному прикрепляются один-два новичка. И они должны находиться в процессе деятельности вместе. Это дает благоприятные условия для процесса самообучения, способствует скорейшему изучению деятельности и росту мастерства и профессионализма. Нередко новичков в хоровом коллективе располагают с краю, чтобы они в процессе вслушивались в пение более опытных певцов. Все участники хора всегда располагаются в строго определенном порядке. Все перемещения осуществляются только с разрешения руководителя.

Итак, на примере хорового коллектива рассмотрена наиболее правильная модель взаимодействия и расстановки кадров в любом производственном процессе.