Управление персоналом в сфере туризма состоит из взаимосвязанных подсистем: механизмов, методов и принципов управления, кадровой политики, системы высвобождения и найма персонала, системы развития сотрудников, системы отбора, системы стимулирования.

Каровая политика в управлении персоналом в туризме – это система теоретических идей, взглядов, принципов, требований, которые определяют основные направления управленческой деятельности, ее методы и формы, а также направления развития и содержание других систем. Она разрабатывается руководством высшего уровня, собственниками организации и кадровыми службами. Кадровая политика базируется на концепции кадров организации, которая является элементов общей концепции ее развития вместе с финансово-экономической, производственной, маркетинговой, научно-технической политикой.

Главные направления кадровой политики в туризме:

  1. Определение определяющих требований к персоналу в свете внешней и внутренней ситуации, перспектив развития фирмы.
  2. Формулирование концепции морального и материального стимулирования, оплаты труда.
  3. Формирование кадровых структур и разработка принципов управления персоналом.
  4. Выбор направлений использования, привлечения, высвобождения и сохранения кадров.
  5. Определение путей обучения, развития кадров, переобучения, повышения квалификации, переподготовки в связи с переходом на новые технологии, омоложения, продвижения.
  6. Развитие социальных отношений.
  7. Улучшение психологического и морального климата в коллективе, привлечение сотрудников к участию в управлении организацией.

Основными разновидностями кадровой политики являются политики обучения, политика подбора кадров, политика формирования кадровых процедур, политика оплаты труда, политика социальных отношений.

Принципы управления – это идеи, правила и закономерности поведения менеджеров и руководителей высшего звена по осуществлению функций управления. Наука о менеджменте разработала методы, с помощью которых можно изучить принципы управления и состояние системы управления:

  1. Системный метод – предусматривает системный подход к разрешению проблем управления персоналом, позволяя выявить перспективы развития и недостатки.
  2. Метод декомпозиции — расчленение сложного на простое. Например, систему расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры и т.д. После этого систему нужно синтезировать.
  3. Метод последовательной подстановки – изучение влияния каждого фактора на формирование управленческой системы.
  4. Метод сравнений – сопоставление существующей системы с подобной в передовой организации. В туристической индустрии объектом сравнения являются международные компании.
  5. Динамический метод – качественное и количественное обоснование целей организации и системы управления с точки зрения соответствия целям организации.
  6. Экспертно-аналитический метод – привлечение квалифицированных специалистов, управленческого персонала к процессу по совершенствованию управленческой деятельности.
  7. Нормативный метод – применение норма, которые определяют содержание и состав управленческих функций, тип организационной структуры, численность определенных работников, критерии построения структуры управления.

Эти методы управления персоналом помогают в туризме выявить проблемы и наметить пути выхода.