Целью управления персоналом в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития является координация и регулирование общественного труда. Это определение касается общего управления. Управление персоналом в социальных и экономических системах разделяется на четыре сферы, которые раскрывают его структурные аспекты: управление рынками, управление продукцией, управление персоналом, финансовое управление. Само понятие управления персоналом до последнего времени отсутствовало к управленческой практике. Но управленческая система каждого предприятия имела функциональную подсистему управления социальным развитием коллектива и персоналом, но большую часть работ по управления кадрами выполняли руководители подразделений.

Управление персоналом относительно концепции социально-экономического развития подразумевает отход от иерархического управления, системы жесткого административного воздействия, неограниченной исполнительной власти к рыночным отношениям, которые базируются на экономических методах. В итоге необходимым становится новый подход к приоритетам. Главное в организации – это сотрудники, а за ее пределами – потребители продукта. Необходимо повернуть сознание сотрудника к потребителю, а не к начальству; к прибыли, а не расточительству; к самостоятельной инициативе, а не бездумному исполнению приказов. Следует совершить переход к социальным нормам, которые базируются на здравом экономическом смысле, при этом, не забывая о нравственности.

Важной особенностью управления внутри фирмы становится комплексное и единое воздействие в целом на весь персонал. Складывается в связи с этим система кадровой работы, которая:

  1. Интегрирует управленческую деятельность в общую управленческую систему, увязывает его с корпоративной культурой и со стратегическими установками, а также с планированием производства, НИР, повышения качества, сбыта и т.д.
  2. Включает резервную систему программных и постоянных мероприятий по урегулированию занятости, организации отбора, планированию рабочих мест, прогнозировании содержания работ, подготовки и расстановки кадров.
  3. Предполагает особо тщательный учет профессиональных характеристик и качеств сотрудников, а также результатов их трудовой деятельности.
  4. Предусматривает воспитательную и пропагандистскую работу, как с сотрудниками предприятия, так и с членами их семей.
  5. Централизует процесс управления трудом на предприятии в рамках одного лидера, осуществляет меры по совершенствованию системы кадровой работы.

Суть управленческой деятельности заключается в том, что человеческие ресурсы рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое необходимо размещать, мотивировать, развивать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей. Главная цель управления человеческими ресурсами – это обеспечение кадрами, организация их профессионального и социального развития, эффективного использования.