Современный менеджмент рассматривает культуру организации как мощнейший стратегический инструмент, который позволяет ориентировать всех работников и подразделения на достижение общих целей. Существует множество определений термина организационная культура как предмет управления персоналом.

  1. Применяемые и усвоенные членами организации нормы и ценности, определяющие ее поведение.
  2. Социальный климат или атмосфера в организации.
  3. Система стилей поведения и ценностей доминирующая в организации.

Исходя из определений, организационная культура понимается в основном как система норма и ценностей, которые разделяют большинство членов организации, а также их проявления внешние. Наиболее часто организационная культура определяется как совокупность обычаев, ценностей, норма, традиций, предположений и верований, которые воплощены в различных сферах деятельности организации, и которые делает уникальной ту или иную организацию.

Влияние культуры на управление персоналом выражается в двух основных ее функциях:

  1. Внутренняя интеграция – осуществление внутренней интеграции всех членов организации таким способом, что они знают, каким образом им следует друг с другом взаимодействовать.
  2. Внешняя адаптация – помогает адаптироваться организации к внешней среде.

Организационная культура включает в себя следующие основные элементы:

  1. Поведенческие стереотипы – обычаи и традиции, которых придерживаются члены организации; общий язык, который используется ими; ритуалы, которые они совершают в определенных ситуациях.
  2. Групповые нормы – образы и стандарты, свойственные группам, которые регламентируют поведение их членов.
  3. Провозглашенные ценности – объявляемые во всеуслышание, артикулированные ценности и принципы, которые стремится реализовать группа или организация.
  4. Философия организации – общие идеологические и политические принципы, которые определяют ее действия в отношении к клиентам, служащим или посредникам.
  5. Правила игры – поведенческие правила при работе в организации; ограничения и традиции, которые необходимо усвоить новичку, чтобы стать полноценным членом коллектива; заведенный порядок.
  6. Организационный климат – чувство, которое определяется характерной манерой взаимодействия сотрудников друг с другом и физическим составом группы.
  7. Существующий практический опыт – технические приемы и методы, которые используются членами организации для достижения конкретных целей; способность к осуществлению определенных действий, которая передается из поколения в поколение и не требует обязательной фиксации в письменном виде.

Организационная культура – неоднородное заведомо явление, так как главенствуют в любой культуре базовые характеристики, которые формируют ее, указывающие, какой принцип должен быть преобладающим, если возникает конфликтная ситуация внутри культуры. Это делает возможным наличие систем ценностей отличных от доминирующей культуры. Поэтому в любой организации заложено потенциально множество субкультур, и любая из них может быть доминирующей, если она используется руководством как консолидирующий элемент.