Характеристика структуры коллектива управления персоналом в ролевой сфере объединяет поведенческие, коммуникационные роли и творческий процесс.  Ролевая структура определяет распределение и состав коммуникативных, творческих и поведенческих ролей между сотрудниками и является очень важным инструментом в работе с персоналом. Рассмотрим ролевую структуру на примере:

  1. Генератор идей – определяет ключевые проблемы, выдвигает идеи, определяет средства и пути реализации задуманного, предлагает альтернативные решения.
  2. Компилятор – доводит идеи до прикладного решения, соединяет несколько идей в единое целое, выдвигает способы реализации идей на практике.
  3. Эрудит – “ходячая энциклопедия”.
  4. Эксперт – оценивает целесообразность идей.
  5. Энтузиаст – заряжает верой в успех, побуждает к работе.
  6. Критик – дает критическую оценку результатам и ходу работы.
  7. Организатор – увязывает работу отдельных сотрудников с позиции достижения цели.
  8. Лидер – обладает профессиональным и личным авторитетом, оказывает влияние на других.
  9. Связной – решает конфликтные ситуации, обеспечивает внешние взаимосвязи.
  10. Сторож – контролирует и распределяет потоки информации.
  11. Координатор – связывает сотрудников с лидером.
  12. Проводник – обладает хорошими знаниями в области структуры организации, географии и истории района. Создает связь группы с внешней средой.
  13. Оптимист – выходит из любых кризисных ситуаций, всегда настроен на успех и заряжает группу позитивом.
  14. Нигилист – не уверенный в успехе, всегда все критикует.
  15. Лентяй – не проявляет активности, ведет пустые разговоры.
  16. Сам себе на уме – закрытый человек, занимается личными делами, не участвует в жизни коллектива.
  17. Общественник – любит общественную работу, продумывает различные мероприятия.
  18. Борец за правду – выразитель общественной морали, прав человека и философии предприятия.
  19. Кляузник – распространяет слухи, везде видит личную обиду и пишет жалобы.
  20. Догматик – всегда отстаивает сове мнение, держится известных норм.
  21. Конформист – пассивно со всем соглашается, следует общепринятым нормам.

Все эти роли распределяются на коммуникативные, творческие и поведенческие. Каждый человек в той или иной мере выполняет все три вида ролей. Основной метод в определении ролевой структуры – это тестирования, социально-психологические подходы, наблюдения, аттестации и т.д. Среди этих ролей можно выделить инфраструктуру доверия в управлении персоналом, которую  представляют собой люди, верные целям и задачам фирмы.

Социальная структура – характеристика коллектива как совокупности общественных групп, классифицированных по возрасту, полу, социальному и национальному составу, семейному положению и уровню образования. Данными для проведения анализа социальной структуры являются: материалы аттестационных комиссий, листки по учету кадров, приказы по кадровым вопросам и результаты социологических исследований.

При проведении реформ руководителю необходимо знать соотношение сил в коллективе для успешной работы в новых условиях.