Управление персоналом в современных социальных условиях довольно многогранно. Социальная инфраструктура в управлении персоналом и коллектив любой организации проходят обычно через ряд последовательных стадий – социальное развитие коллектива:

  1. Притирка. Это этап адаптации и первичного знакомства. Люди знакомятся друг с другом, налаживают личностные и деловые взаимоотношения, возникают первые антипатии и симпатии. На таком этапе в управлении персоналом в сфере социальной службы или любой другой организации наблюдается псевдосплоченность трудового коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит организованным и деловым, но на самом то деле люди только изучают друг друга, вникают в специфику организационных отношений, пытаются определить своих вероятных сторонников и противников. Часто подлинные чувства скрываются. Подлинного обсуждения методов и целей работы практически нет. Люди мало знают своих коллег, творческая коллективная работа фактически отсутствует, люди почти друг друга не слушают.
  2. Этап дворцовых переворотов. Этот период по борьбе за лидерство. Некоторые члены, освоившись в коллективе, пытаются занять доминирующие позиции. Большая часть новообразованных коллективов проходит через переворот, когда образуются группировки, кланы, разногласия выражаются более явно. Личностные взаимоотношения приобретают значение, слабые и сильные стороны индивидов выходят наружу. Трудовой коллектив начинает обсуждать, каким образом достичь согласия, улучшить взаимоотношения. Иногда на этой стадии происходит силовая борьба за лидерство, в результате ее может произойти расформирование коллектива или смена лидера. Социальная ответственность за управление персоналом лежит на лидере, который дожжен подтвердить свой статус.
  3. Результативность. Растет потенциал трудового коллектива, перед ним встает вопрос о том, как использовать имеющиеся ресурсы и способности. Часто такой коллектив работает рывками, но есть интерес, энергия и желание понять, каким образом можно работать эффективнее. Пересматриваются методы работы, принимаются меры по повышению производительности.
  4. Эффективность. Трудовой коллектив приобрел опыт в успешном использовании ресурсов и решении проблем. Делается акцент на правильное использование времени, уточнение задач. На проблемы коллектив смотрит реалистически, а решаются они творчески. Функции по управления плавно переходят от одного работника к другому в зависимости от задачи.
  5. Мастерство. В развитом трудовом коллективе действуют связи между членами. Людей оценивают и принимают по достоинству. Отношения носят неформальный характер. Разногласия быстро устраняются.
  6. Старение. Коллектив продолжает работать над целями, а внешние условия уже изменились. Длительное время положения, структура, функции, инструкции не меняются. Еще удается держаться на плаву, но уже уступает более активным конкурентам.
  7. Смерть. Происходит ликвидация или крупная реорганизация предприятия, люди трудоустраиваются в другие места.