Личность и управление персоналом неразрывно связаны между собой, так как сама управленческая деятельность подразумевает руководство личностью. Функция управления персоналом – это управление личностью.

Трудовой коллектив представляет собой специфическое социально-психологическое образование. Это образование наполнено системой межличностных отношений, которые проявляются в виде групповой активности. Межличностные отношения сотрудников в коллективе управление персоналом опосредованы задачами и целями, стоящими перед хозяйственными подразделениями. Каждый человек орие6нтирован на определенную систему ценностей, т.е. каждый сотрудник имеет свою ценностную ориентацию. Совокупность ценностных ориентаций индивидуальности составляет ценностно-ориентационное единство трудового коллектива. Обладающий этим единством коллектив обладает упорядоченными профессиональными межличностными отношениями сотрудников. В этих условиях сотрудники, которые вовлечены в процедуру решения групповых задач, свои внутренние проблемы отставляют на второй план: почти не остается места для личностных переживаний в ходе активной работы.

Психологи утверждают, что ценностно-ориентационное единство присуще всем трудовым коллективам общества. Значит, чтобы успешно управлять отношениями трудового коллектива, необходимо знать уровень ценностно-ориентационного единства коллектива.

Низкий уровень единства коллектива служит фактором несогласованности мнений, является настораживающим, потому что это значит, что в общении трудового коллектива есть какие-то сбои. Если в процессе предпринимаемых усилий по активизации совместной работы сотрудников в решении намеченных задач улучшений не происходит в межличностных отношениях, то есть все основания предполагать, что развились негативные тенденции в коллективе на уровне неформальных групп.

Каждый отдельный коллектив объединяет кроме формальной структуры ряд неформальных социально-психологических образований, которые формируются на основе различных психологических факторов. Но главная причина образования таких групп – симпатии или антипатия.

Неформальные группы в трудовом коллективе возникают во время взаимодействия сотрудников оного коллектива между собой. Работники вступают при решении стоящих перед трудовым коллективом задач в деловые контакты на основе указаний и предписаний руководства. Вместе с тем они вступают в неофициальные контакты между собой.

Создаются неформальные группы вне компетенции руководства. Администрация не может ничего сделать, чтобы предотвратить создание таких групп. Волю руководителей игнорируют законы общения, которые ставят под свое начало активность людей. Неформальные структуры характеризуются наличием своего лидера в каждой образовавшейся группе. Лидерство вытекает из потребности формироваться вокруг определенного психологического ядра. Таковым и является неформальный лидер, который превосходит остальных членов группы.