Процесс обучения у человека протекает на протяжении всей его сознательной жизни. Сначала в школе происходит первичное обучение, потом в техникумах, училищах, лицеях, колледжах, ВУЗах. Целью всякого обучения является получение знаний и образования.

Образование – это процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений и способов поведения, которые необходимы для подготовки человека к труду и жизни. Уровень образования обуславливается культурным и научно-техническим уровнем, требованиями производства, общественным отношением.

Обучение персонала – это основной путь для получения профессионального образования. Это организованный целенаправленно, систематически и планомерно осуществляемый процесс овладения знаниями, навыками, способами и умениями общения под руководством наставников, преподавателей, специалистов и.т.д.

Существует три вида обучения. Подготовка – организованное и планомерное обучение и выпуск высококвалифицированных кадров для областей деятельности человека, который владеет совокупностью умений, знаний и навыков общения. Повышение квалификации по программе управление персоналом – это обучение сотрудников для усовершенствования умений, знаний, способов и навыков общения в связи с повышением в должности или ростом требований к профессии. Переквалификация в управлении персоналом – обучение сотрудников с целью освоения новых умений, знаний и навыков общения в связи с получением новой должности или профессии, либо изменившимися требованиями к результатам и содержанию труда.

Зарубежный и отечественный опыт выработал несколько концепций повышения квалификации и обучения кадров.

Концепция специализированного обучения. Она ориентирована на ближайшее будущее и имеет непосредственное отношение к соответствующему рабочему месту. Этот вид обучения эффективен относительно непродолжительный период времени, но способствует с точки зрения работника сохранению рабочего места, укреплению чувства собственного достоинства.

Концепция многопрофильного обучения. Она эффективна с точки зрения экономика, так как повышает внепроизводственную и внутрипроизводственную мобильности сотрудника. Но последнее обстоятельство представляет риск для предприятия, где работает человек, поскольку у него есть право выбора и он менее привязан к соответствующему рабочему месту.

Концепция обучения, ориентированная, прежде всего на личность. Цель этой концепции в развитии человеческих качеств, которые приобретены в процессе практической деятельности или заложены природой. Такая концепция относится к персоналу, который имеет склонность к научному исследованию и обладает талантом педагога, руководителя, актера, политика и т.п.

Таким образом, положение повышения квалификации в управлении персоналом имеет своим предметов знания, навыки, умения, способы общения.